Вспоминаем лучших деятелей бокса Эстонии ХХ века: Пеэтера Матсова

Публикацию подготовил: Г.А.Толмачев

Источник: https://boxing-energia.ee/index.php/publikatsii/item/681-vspominaem-luchshikh-deyatelej-boksa-estonii-khkh-veka-peetera-matsova

Сегодня в связи с днем рождения мы вспоминаем одного из основоположников эстонского бокса, который вошел  в историю эстонского бокса, как лучший судья эстонской республики ХХ столетия, единственный из функционеров бокса, кому было присвоено звание Заслуженного деятеля спорта ЭССР.

Не можем так же оставить без внимания, как нам кажется, центровую мысль Энциклопедии бокса Эстонии о том, что главными зачинателями, вдохновителями и творцами бокса в Эстонии стали братья Нигуль Маатсоо и Пеэтер Матсов, каждый из которых были выдающимися деятелями в тренерской и судейской работе, с одной стороны, Нигуль Маатсоо, создавший кузницу мастеров кожаной перчатки высочайшего класса и, с другой, Пеэтер Матсов, завоевавший высокий международный авторитет судейства в АИБА.

Пеэтер Матсов, 7.8.1905 — 31.7.1980, родился и похоронен в Таллинне. Один из сподвижников зарождения бокса в свободной и независимой Республике, позднее судья по боксу Всесоюзной и международной категории по боксу, заслуженный деятель спорта ЭССР, вместе с братом Нигулем Маатсоо уже с раннего возраста  интересовался многими видами спорта.
 
«Участие в спортивных курсах, организуемых учителем бокса Аркадием Харлампиевым (основоположником бокса в России), основательно определило любовь братьев к боксу. Из старшего брата Нигуля Маатсоо вышел великолепный тренер, которому в 1952 году было присвоено звание Заслуженного тренера СССР по боксу. Из младшего Пеэтера Матсова получился  общественный тренер, организатор и судья по боксу
Оба брата в 1929 году были участниками зарождения Таллиннского боксерского клуба, который через 5-6 лет стал одним из сильнейших клубов Европы. Это было успешное время, когда наши боксеры принимали успешное участие в чемпионатах Европы и Олимпийских Играх.
Пеэтер Матсов уже в то время был известен, как знающий и объективный судья.
Высокое признание он получил в послевоенный период в СССР. В 1956 году ему было присвоено звание судьи международной европейской категории ЕАБА.
Он был главным судьей во многих международных соревнованиях по боксу и также участвовал в качестве судьи в международных встречах.
 
В 60-х годах Пеэтер Матсов участвовал в мероприятии по укреплению международных спортивных связей Финляндии и СССР, проходившем в финском Посольстве в г.Москве, где финский посол  Ванамо передал Председателю Федерации бокса России Никифорову-Денисову и Пеэтеру Матсову Почетный крест Союза бокса Финляндии. В этом мероприятии принял участие Президент СБФ Валле Реско.
Звание Почетного судьи Всесоюзной категории Пеэтеру Матсову присвоено в 1970 году.
В 1971 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля спорта ЭССР.»
 
Пеэтер Матсов

 
Пеэтер Матсов в качестве судьи участвовал в Олимпийских Играх, чемпионатах Европы и СССР, а также в различных международных соревнованиях. Невозможно даже подсчитать, сколько раз он был главным судьей в крупных турнирах.
Он писал статьи о боксе, перевел Правила соревнований по боксу, был соавтором многих книг о боксе. В период с 1965 по 1956 и 1973-1977 г.г. он возглавлял работу Союза бокса ЭССР.
 
Вспоминает старейший тренер нашей страны Владимир Яковлевич Мазякин, который начал свою тренерскую карьеру с 1962 года в столичном обществе «Динамо». Сегодня Владимир Яковлевич организовал боксерский клуб «Динамо» и успешно продолжает свою тренерскую деятельность:
 
 
Владимир Яковлевич Мазякин
 
«Пеэтер Павлович Матсов оставил у меня самые светлые воспоминания. Общительный, интересный собеседник, обладающий широким кругозором и высокой компетентностью в судейском и организаторском деле функционер. Мне приходилось довольно часто выезжать с ним на соревнования, куда его приглашали в качестве авторитетного судьи международного класса для организации судейства и представительства на международных турнирах.
 
Оба родных брата, Пеэтер Павлович Матсов и Нигуль Павлович Маатсоо, стояли у истоков зарождения эстонского бокса в начале ХХ века. Они в принципе и являются организаторами и вдохновителями развития бокса в независимой республике до 40-х годов. Пеэтер Павлович принимал участие в Олимпийских Играх и чемпионатах Европы в качестве судьи и представителя эстонской команды в период независимости республики. С вхождением в СССР П.П.Матсов вместе с другим судьей из Латвии Александром Зарс были единственными судьями в Советском Союзе, кто имел опыт судейства на Олимпиаде и европейских чемпионатах.
 
Его авторитет в СССР был очень высоким, позволившим ему организовать в конце 1960-х годов всесоюзный турнир памяти брата Нигуля Маатсоо, ставший весьма популярным среди боксеров в СССР. Он единственный представитель из Эстонской ССР, кого в 60-х и 70-х годах приглашали на чемпионаты Центрального Совета «Динамо» в качестве главного судьи.
В жизни очень скромный и коммуникабельный человек. Любил играть в шахматы, без игры в которые не обходилась ни одна наша поездка на соревнованиях. Знал массу смешных анекдотов и умел их рассказывать. Светлая ему память!»
 
Геннадий Толмачев
 
Автор публикации:
Вспоминая свои поездки на международные турниры вместе с Пеэтером Павловичем, я удивлялся широте знаний и глубине смыслов в простых замечаниях уважаемого Матсова, который легко и непринужденно рассказывал о том или ином событии, не выделяясь при этом значимостью и авторитетом своего высокого положения. Например, в Венгрии на международном турнире, где он был преставителем команды ЦС «Динамо», (представляете, какой высокий уровень оценки международного судейского авторитета Матсова был в Москве) Пеэтер Павлович как-то ненароком заметил: «Удивительная вещь язык. Венгерский язык входит в группу угро-финских народов и, казалось бы, должен иметь какие-то общие корни, как, например, эстонский и финский, которые так же имеют похожие слова с другими народами этой группы. А вот на удивление в венгерском языке нет ни одного слова, близкого к языкам этой группы».
И таких неожиданных для молодого человека посвящений в область каких-либо знаний он делал совершенно корректно и незаметно, как будто говорит с равным себе собеседником. Высокая интеллигентность и образованность были его природной чертой, которые не выступали напоказ, а выходили естественным образом и не задевали других людей.
 
К сожалению, в те годы мне не приходила мысль спросить его или других ветеранов эстонского довоенного бокса о достижениях боксеров в период независимости республики (1918 — 1940). Да и никто из ветеранов того времени никогда не говорил о том периоде боксерской жизни.
 
Единственный, кто мог себе позволить что-то вспомнить о боксерах до 40-х лет, да и то в шутливой форме, — это Пеэтер Матсов. Например, в той же Венгрии, он мне рассказывал, как однажды известные иностранные боксеры проводили в Таллине показательные бои, после которых на банкете произошел следующий случай. Я не помню названные им фамилии, но сам факт хорошо запомнился. Один из профессиональных зарубежных боксеров, по-моему, он говорил об уровне чемпиона Мира, на вопрос проигравшего ему бой эстонца, как тот его нокаутировал, предложил тому еще раз стать в боксерскую стойку для лучшего показа. Когда эстонский боксер стал в стойку, он нанес ему повторно тот же удар, которым повторно нокаутировал его, как в бою. Под аплодисменты присутствовавших на банкете гостей и журналистов поднявшийся после второго нокаута эстонец рассмеялся удачной, как все восприняли, шутки известного боксера. На мое мнение о том, что шутка, в общем-то, плохая, Пеэтер Матсов согласился, но отметил, а что сделаешь, такое время было.

Уже позднее я прочитал в Энциклопедии бокса Эстонии о нескольких событиях на Олимпиаде-1936, где его оперативная смекалка и личный авторитет среди судейского корпуса того времени предотвратили возможность выпадания Николая Степулова из борьбы за выход в финал Олимпийских Игр. Об этом вы узнаете ниже.
 
Предлагаем ознакомиться с данными Энциклопедии бокса Эстонии, которые являются свидетельством огромного вклада братьев Нигуля Маатсоо и Пеэтера Матсова в становлении и развитии эстонского бокса. 
 
— 5 июня 1921 г. в Таллине проведены первые официальные соревнования по боксу, которые организовал Пеэтер Матсов.
в 1927 г. братья Peeter Matso и Nigul Maatsoo основали Таллинскую школу бокса, а в 1929 г. братья основали Таллинский боксерский клуб Tallinna Poksiklubi, ставший со временем одним из сильнейших в Европе.

«1932 год. Триумфальное шествие эстонских кулачников. Уровень эстонских боксеров приближается к международному уровню. Положительные отзывы польской журналистики о победе боксеров Таллинского боксерского клуба, в которых из 24 боев эстонцы проиграли только в семи поединках. При этом отмечается, что если не учитывать Вальтера Пальма, то никто ранее из остальных спортсменов не попадал в длительное турне боксерских соревнований.

В соревновательном турне по Польше, организованном братьями Нигуль Маатсоо и Пеэтером Матсов, эстонские боксеры гостили в трех городах Лодзь, Белосток и Вильно. В Польше эстонцев приняли очень доброжелательно, отношение польских жителей к эстонскому народу было очень симпатичным.

Все польские газеты считали выступление эстонских боксеров в ринге очень высококлассным и джентельменским. Многие не хотели, чтобы эстонцы боксировали в полную силу против слабых польских боксеров. Но ведь бокс не просто гладить. Эстонцы были удивлены тем, что поляки не знали географического расположения Эстонии и часто путали нас с латышами.

И так наше боксерское турне помогло познакомить поляков с эстонцами. В Лодзи сомнительное поражение. 31 марта выиграли Карл Кяби и Роман Куура. Фердинанд Лестер и Александр Рейно свели поединки вничью.

Максимально большая победа 16:0 в Белостоке, городе, который по количеству жителей равняется Таллину. Считая сильным выступление эстонцев в Лодзи, белостокцы усилили свою команду боксерами из Варшавы. Несмотря на этот факт, наши эстонские боксеры победили и во второй встрече 16:0.

К.Кяби и Э.Себерг уверенно выиграли у своих соперников по очкам. Оживление появилось только в весе пера, где эстонец Леонид Хендриксон нокаутировал соперника во втором раунде. Соперник Ф.Лестера оказался слабым и Лестер ограничился демонстрацией бокса. Соперника Б.Салонга Розенблума секундировал отец, но он все равно признал поражение. Александр Рейно уже в первом раунде своими сильными ударами по корпусу подавил соперника и во втором раунде завершил бой техническим нокаутом. Роман Кура победил своего соперника в 3-м раунде нокаутом. Эльмару Адельману не удалось боксировать, так как потрясенный поражением своего земляка, его соперник, не смотря на то, что был на параде и находился на месте, в ринг не вышел.

Команду Вильно победили со счетом 10:6. В последней матчевой встрече победили эстонцы К.Кяби, Л.Хендриксон, Ф.Лестер, А.Рейно и Р.Куура»

19-20 ноября 1932 г. Хельсинский атлетический клуб (НАК) посетил Таллин и провел встречу с Tallinna Poksiklubi. Встреча завершилась со счетом 4:4.

11 — 15 арпеля 1934 г. В Будапеште прошел чемпионате 4-й Европы по боксу, в котором приняли участие 7 боксеров из Эстонии harald Freimuth (51 kg), Karl Käbi (54 kg), Evald Seepere (58), Nikolai Stepulov (62), Leopold Nielender (67), Aleksandr Reino (80), Elmar Adelman (+80). Тренер команды Нигуль Маатсоо и судья Пеэтер Матсов. Эстонские боксеры не получили ни одной победы.

В 1934 году Таллинский клуб Tallinna Poksiklubi (TPK) совершил длительное турне в среднюю Европу, где между прочим принял участие в 4-м чемпионате Европы по боксу.

Эстонская команда боксеров в Будапеште, 1934 г.

С 1 по 3 декабря 1935 года в Каунасе прошла вторая Балтийская Спартакиада. На голову выше была команда боксеров Эстонии с 28 очками. За ней следовали команды Латвии (14) и Литвы (6).


P. Matsov, 1977

N.Matsoo (справа)

В 1935 году боксеры Эстонии во всех матчевых встречах оставались непобедимыми. Со счетом 7:1 выиграли латышей, 6:2 – финнов и 7:1 — литовцев.

В 1936 году Председателем эстонских судей по боксу избрали Пеэтера Матсова.

«В 1936 году венгерским боксерам пришлось признать свое поражение в Таллине.
После полутора лет в Таллине можно было вновь увидеть венгерских боксеров. Клубная команда «Ferencvaros Tornal Klubi» на тот момент была чемпионом Венгрии в командном зачете. Против них выступали боксеры столичного клуба Tallinna Poksiklubi (TPK) и других клубов, которые и победили венгерских чемпионов со счетом 5:3. При чем венграм принес победу боксер в весе «муха» (51 кг), которым оказался J.Szanto. Так же победителем стал чемпион Европы Frignes Kubinui, победивший в двух боях и третье очко венгерская команда получила при помощи двух ничьих.
Венгры обладали большой подвижностью, но их удары были довольно слабыми, при том с хорошей отдачей, которая смягчает влияние удара (комментарий: нам не понятно, что имеет в виду журналист, можем предположить, что боксеры, наносящие удары без жесткой спины и работы ног, могут быть мягкими и, как сказано автором, иметь отдачу).
Венгерские специалисты бокса были удивлены нашим уровнем бокса. Раньше они сравнивали нас с латышами, но после встречи они нашли эстонский бокс более качественным, чем даже польский, который имеет хорошее имя в средней Европе»

10 – 15 августа 1936 год. На ХI Олимпийских Играх в Берлине в 1936 году команду Эстонии составили Николай Степулов (58-62 кг) и Эвальд Сеепере (54-58 кг). Представителем команды был Пеэтер Матсов.

«Перед стартовым поединком у Н.Степулова образовалось много суеты и все шло к возможной дисквалификации. Судья в ринге потребовал от него наличие металлического бандажа, чего у наших боксеров с собой не было.
Матсов нервозно суетился. За судейским столом уже была поднята рука для удара по гонгу в знак прекращения поединка из-за неподготовленности боксера к бою. Пеэтер Матсов вспрыгнул к судейскому столику и схватился за гонг. Тогда судьи дали 2 минуты на подготовку бойца к поединку. Побежали к немцам и там уже от финнов получили бандаж. Каким-то образом засунули его в трусы без специальной фиксации, от чего пользы было мало, зато требование было удовлетворено.

И так, эстонец среди четырех лучших боксеров мира.

Дома не знает, очевидно, никто. Даже в Берлине журналисты, бывшие совсем рядом на соревнованиях, не знали на сколько близко к поражению с чилийцем С.Lillo был Николай Степулов.
И это мог бы быть один из трагикомических номеров олимпийского боксерского турнира.
Выходя на ринг, боксеры обвязывали себя лентами красного цвета, в случае красного угла, и белого цвета, в случае синего угла.
Для судейской оценки результатов боев на турнире в Берлине использовались так же судейские записки разного цвета, на одного боксера из красного угла заполнялась записка красного цвета, а на боксера из синего угла — белового цвета. То есть каждая из записок имела две половины красного и белого цвета, в каждой половине которых вводились боксеры разных углов.

Судьи не знали из числа более 200 боксеров каждого боксера отдельно, чтобы разделить их.
О встрече Николая Степулова и С.Lillo рассказывает Пеэтер Матсов: «Когда прошли два раунда, я услышал, как один из судей, а именно южноафриканец Дан, который был мне лично знаком, крикнул другому судье, что очки на Николая Степулова надо отметить не на белой половине, а на красной стороне. На листке, где имя Николая Степулова было не на красной стороне, несмотря на тот факт, что он был с красной лентой, по ошибке его имя было вписано в белой половине судейской записки».

Судьи быстро сориентировались и перенесли на красную половину записки. Но мы не знаем, если бы судья Дан не заметил ошибку в нужное время, тогда победителем мог бы быть не настоящий победитель, то есть не Николай Степулов, а проигравший.

Вот так близко был от поражения наш серебряный медалист.
Между прочим, такая ошибка произошла не только с этой парой, но и ещё с половиной дюжины других пар»

Вспоминая лучших представителей эстонского бокса ХХ века, мы восстанавливаем справедливость в отношении памяти известных ветеранов, проживавших в наших родных местах, которые в трудных и жестких условиях того времени становились достойными гражданами своей страны.

Для нас это еще одна возможность популяризировать бокс в нашем родном городе Нарва и других регионах страны, чтобы молодежь знала, что наша земля рождает талантливых спортсменов, а школа бокса Эстонии имеет свои корни, взращенные с участием основоположника российской школы бокса Аркадия Харлампиева и талантливо оплодотворенные эстонскими тренером и функционером братьями Нигуль Маатсоо и Пеэтер Матсов.

Светлая им память!

Рейн Паюр
 
В заключении напомним еще раз, что составителем «Энциклопедии бокса Эстонии» является мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории, один из лучших судей в нашей стране и известный судья на постсоветском пространстве, Рейн Паюр. Сегодня он готовит публикацию Энциклопедии в новой редакции с дополнением. Наша огромная благодарность Рейну Паюр!
 
Публикацию подготовил: Г.А.Толмачев
Фотографии поставил: Антон Грушев 
This entry was posted in Määratlemata @ru. Bookmark the permalink.

Comments are closed.